Архив журналов / 2008-4

Электронная версия Журнал в формате PDF
(Скачать 14.36 Mb | Скачать 74.65 Mb)
От издателей
Дорогие читатели!
Судя по всему, отечественный парк машин «продовольственного вендинга» (напитки плюс продукты питания) подрастает примерно на 20 % в год. При сохранении темпа прироста, на который может повлиять в сторону повышения расширение производства отечественных автоматов, а в сторону понижение – списание отслужившей свое техники, на достижение европейской вооруженности автоматами нашей стране понадобится лет двадцать. Не пора ли подумать, что будет представлять собой те полтора миллиона вендинг-машин, которые будут введены в эксплуатацию за эти годы? Экстраполяция – вещь, конечно, не очень надежная, но хотя бы какие-то тенденции проследить хотелось бы.
1. К очевидным тенденциям относится расширение функциональных возможностей автоматов, которое, в частности, позволяет увеличить количество услуг, предоставляемых клиенту, не увеличивая количества автоматов и, соответственно, занимаемой площади. При этом существует естественный предел, ограничивающий количество кнопок клавишей и т.п. органов управления, размещаемых на фасаде автомата. Отсюда логично вытекает развитие наметившейся уже тенденции перехода на сенсорный экран (touch screen) как основной орган управления многофункциональной машиной, причем независимо от того, продает она товары или услуги.
2. Следует ожидать дальнейшего внедрения в практику автоматов для реализации (и приготовления) продуктов питания; относящихся к категории полноценной и здоровой пищи, в том числе горячих блюд. Кроме сугубо технических проблем, при этом необходимо решить вопрос, чем занять клиента, ожидающего готовности сделанного им заказа. Здесь наличие видеодисплея оказывается как нельзя кстати, поскольку на нем клиенту может предоставляться рекламная, информационная или справочная информация.
3. Как ни странно, но, видимо, к числу труднопредсказуемых вещей относится тема внедрения прогрессивных форм оплаты автоматизированных услуг. С одной стороны, преимущества безналичных форм оплаты очевидны. С другой стороны, мировая статистика свидетельствует о том, что количество наличных денег, находящихся в обращении, продолжает возрастать (см. например, материалы конференции на стр…). Поэтому прогнозировать в обозримом будущем полный и повсеместный переход на безналичный расчет в вендинге было бы рискованно. Скорее можно ожидать дифференцированного подхода к этой проблеме в зависимости от места установки автомата. Например, в общественных местах возможность расплачиваться монетами и/или купюрами имеет шанс сохраниться достаточно долго. В то же время в корпоративных условиях вполне можно ожидать перехода на оплату с использованием пластиковых карт, ключей и даже … отпечатков пальцев.
Кстати, о платежных системах. Настоятельно рекомендуем внимательно ознакомиться в материалах конференции по наличному денежному обращению с докладом В.В. Финогенова, особенно с разделом, посвященным проверке банкнот. Там есть над чем подумать.
Возвращаясь к тому, с чего начали, отметим, что, разумеется, приведенные соображения о тенденциях развития вендинга очень далеки от того, чтобы исчерпать проблему. Более того, кто-то может счесть их не бесспорными – и это его право. Формируя их, мы хотели бы спровоцировать читателей на размышления «по теме» и были бы чрезвычайно признательны, если бы у кого-то возникло желание поделиться своими мыслями на страницах журнала.
Добро пожаловать в номер!
Согласно данным Португальской вендинг-ассоциации (APVA), на португальской территории установлено свыше 130000 автоматов...
О целесообразности совмещения функций и расширении списка товаров и услуг автоматов, образующих вендинговую сеть...